По данным Счетной палаты РФ, на 1 января 2014 года задолженность по неуплате транспортного налога (ТН) составляла 57 млрд рублей, а на 1 января 2016-го — уже 99,7 млрд. При этом большинство российских дорог не соответствуют требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, а количество ДТП по причине сопутствующих дорожных условий не снижается. В связи с этим Федеральной налоговой службе и регионам было рекомендовано разработать дополнительные меры по взысканию долгов с автовладельцев, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на материалы газеты "Известия".
Ряд экспертов объясняют рост задолженности по транспортному налогу снижением реальных доходов населения и предлагают включить ТН в стоимость топлива. Другие же полагают, что дело — в недисциплинированности автовладельцев, и нужно усилить администрирование транспортного налога по аналогии с НДФЛ.
Пресс-служба Федеральной налоговой службы (ФНС) сообщила, что сейчас должникам рассылают уведомления о необходимости погашения долга, взыскивают задолженность через суд и сообщают о ней работодателям. Также неуплата ТН грозит арестом имущества и ограничением выезда за границу. Проводятся и "иные альтернативные" мероприятия: например, должников вызывают на комиссии по урегулированию задолженности с участием правоохранительных органов.
Аудиторы Счетной палаты отметили, что 91% российских дорог — регионального и муниципального значения. По состоянию на 1 января 2016 года 61,9% региональной дорожной сети не соответствовало требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию (пропускной способности, уровню загрузки).
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что транспортный налог — это одна из основных составляющих региональных дорожных фондов, за счет которых ремонтируются дороги, его неоплата напрямую сказывается на техническом состоянии дорожной региональной сети. По мнению эксперта, плохая собираемость ТН обусловлена недостаточным администрированием: если, например, НДФЛ проходит через бухгалтерию работодателя, то транспортный налог люди платят сами.
— В России в частном владении находится 40 млн автотранспортных средств. Никаких ног не хватит бегать за каждым, так что налоговая служба никогда с этим не справится. Здесь нужно усиливать администрирование, — пояснил Михаил Блинкин.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков уверен, что задолженность по транспортному налогу растет, потому что у людей просто нет денег.
— Граждане пытаются минимизировать траты семейного бюджета в условиях, когда все больше растут расходы на содержание автомобилей из-за подорожания бензина и появления платных парковок, — сказал парламентарий.
По его мнению, обеспечить собираемость ТН можно, включив его в стоимость топлива. Такой шаг позволил бы еще и сэкономить средства, которые тратятся сейчас на содержание фискального аппарата, рассылку уведомлений и сопровождение судебных взысканий.
Он отметил, что ТН включен в стоимость топлива в 100 странах мира. Чтобы компенсировать выпадающую часть бюджета в случае его отмены, достаточно будет поднять цену на бензин на один рубль.
— Это будет выгодно не только, например, пенсионерам, которые ездят на машине летом на дачу, но и большим транспортным компаниям. Фискальная нагрузка у последних распределится на весь год, — сказал Лысаков.
По данным Счетной палаты, в целом по России количество ДТП, произошедших по причине сопутствующих дорожных условий, год от года остается примерно на одном уровне. Так, в 2014 году произошло 18 759 таких происшествий, в 2015-м — 18 137, а за восемь месяцев 2016 года — 13 907.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Освещение, ливневки и ремонт дорог: сити-менеджер Уссурийска провел выездное совещание
Участок федеральной автомобильной дороги будет отремонтирован уссурийскими специалистами
По временной переправе через реку к уссурийскому селу Кроуновка начали ходить грузовики