Уссурийские КВНщики - "ветераны"
Фото: из личного архива Эдуарда Каюмова
Сергей Матлин, основатель движения КВН в Приморском крае, помощник вице-губернатора
- В Приморье, в том числе, и в Уссурийске, КВН всегда был. Но играли команды внутри своих учебных заведений на межфакультетских конкурсах. В начале 1993 года я разработал положение краевого официального конкура. Тогда и произошло мое знакомство с ребятами из команды УГПИ, которая стала участницей первого конкурса и дошла до финала. В мае 1993 года прошла самая скандальная игра между УГПИ и политехническим университетом. Уссурийцы проиграли, а местные газеты писали о драке между болельщиками УГПИ и Владивостока. Эта команда УГПИ дважды становилась чемпионом Приморского КВН.
В 1995 году в составе сборной Приморского края команда выехала на фестиваль в Сочи. В 1996 году Сочи встречал уже команду УГПИ, а «звездным» годом стал 1997 год, когда ребята попали в гала-концерт сочинского фестиваля. Первый канал показал одну их шутку, которую я помню до сих пор. Команда «Детективное агентство» стала первой взрослой командой Дальнего Востока, которым удалось «пробиться» на телевидение. После этого решили создать сборную Приморского края, в которой капитаном был Константин Иванов – участник команды «Детективное агентство». Так что, я считаю, что у телевизионного движения КВН Приморья уссурийские корни. Я поддерживаю связи с ребятами, а некоторых считаю своими друзьями.
Василий Сальниченко с ребятами из Питерской команды, лето 1998 года. Полуфинал в Казани. Первая лига МС КВН
Фото: из личного архива Василия Сальниченко
Василий Сальниченко, участник команды «Детективное агентство» (УГПИ)
- Играть в КВН я начал с института, когда пришел из армии. Олег Краевский, который тогда был председателем студенческого клуба УГПИ, основал первую игру КВН между факультетами. Но поскольку организационный момент не был совершенен, самые сильные команды (на тот момент иняза и истфака) выбыли в первой же игре, а самые слабые команды остались. Первая игра прошла в 1988 году, с тех пор я в КВН.
Вспоминаю, игры проходили практически каждый месяц, но между собой играли практически две команды, так как остальные были им неконкурентоспособны. Поэтому, в 1993 году на базе этих команд была создана сборная УГПИ, впоследствии «Детективное агентство», которая вышла в «яичнице» на фестивале в Сочи. В первый раз это произошло в 1996 году, но мы «прошлепали» свой выход, и нас заменили. А в 1997 году нас показали по центральному телевидению. На фестивале было 400 команд, поэтому, даже одна вышедшая на экран шутка – неплохой результат.
Впоследствии, я, Борис Бехарский и Эдуард Каюмов играли за сборную УГПИ, и мы были неоднократными чемпионами в крае, пока другие команды не стали ездить в Сочи, мы были недосягаемы. Побывав на фестивале в городе Сочи, любой КВН-щик вырастал на голову, это была отличная школа.
КВН
Фото: из архива уссурийского КВН
Смешных случаев было много. Я открою страшную тайну: КВН - смешная игра, но серьезная, к ней надо подходить серьезно. В противном случае будет не смешно. Все самые глупые вещи в мире творятся с серьезным лицом.
Моя любимая шутка всегда была и остается на протяжении многих лет:
- Ты что такой расфуфыренный?
- Так люблю себя сильно.
- А что фингал под глазом?
- Так я себя еще и ревную.
В КВН я один из самых взрослых игроков был. Проиграл 11 лет: в сборной УГПИ, в команде «Детективное агентство», за сборную Приморского края, за сборную Владивостока. Помню, в Казани мы вышли в финал первой лиги, обыграв Питер и БГУ, но проиграли очень сильной белорусской команде, которая на следующий год стала победителем высшей лиги.
Как повлиял КВН на мою жизнь? Перешагнув из одной отрасли искусства в другую, я остаюсь КВН-щиком, потому что бывших КВН-щиков не бывает. Но захотелось более серьезной работы на сцене, и я пошел работать в театр.
Хочется сказать, что КВН - очень мирная игра. Несмотря на то, что в Сочи приезжали ребята с разных республик бывшего СССР, разных национальностей, я не помню ни одной драки между КВН-щиками, хотя народ буйный и достаточно пьющий. Это азартная, интересная, яркая, остроумная, самая мирная игра, которую можно было выдумать на этой планете. Мир, дружба, жвачка – главный девиз КВН.
Сборная УГПИ
Фото: из личного архива Василия Сальниченко
Борис Бехарский, участник команды «Детективное агентство» (УГПИ):
- В команду УГПИ меня привел Василий Сальниченко в 1993 году. История такова: у них в команде был товарищ, который не смог поехать на фестиваль в Сочи после победы на Приморском кубке. Вася предложил Косте Иванову поменять игрока. За полмесяца я выучил программу. Мы съездили в Сочи, и я остался в команде, затем еще раз стали чемпионами, опять поехали на фестиваль...
На мой взгляд, команда «Детективное агентство» брала энергетикой. Когда приезжали во Владивосток, а у них публика не такая доброжелательная, как у нас, в Уссурийске, они своих только поддерживают, а чужих нет, но нам удавалось раскачивать и их зрителей. Отличные болельщики, кстати, были у команды УВВАКУ. На игры во Владивосток выезжал всего один автобус, но ребята умудрялись перекрикивать весь зал.
В первый раз, когда мы приехали на фестиваль в Сочи, нам редакторы сообщили, что одежда должна быть у всей команды одинаковая. Мы вышли на местный рынок и купили черные и белые рубашки, на сцене встали в шахматном порядке, и быстро переделали песню Майкла Джексона «The black and white».
Еще случай был: на играх во Владивостоке проиграли музыкальный конкурс. В жюри сидел ведущий одного местного крупного радио. Затем мы услышали, как он рассказывает в эфире, мол, несмотря на то, что Уссурийск проиграл музыкальный конкурс, я считаю, что он выиграл.
КВН у нас отнимал очень много времени, все вечера мы писали шутки, оставались на поздние репетиции в УГПИ, собирались в МЦКД «Горизонт» вечерами, когда заканчивались кружки.
КВН очень сильно изменился. Современные команды стали делать больше шоу, а мы старались совмещать хорошие шутки с задором. Периодически я смотрю игры по Первому каналу, ездил на Летний кубок.
КВН - это жизнь
Фото: из архива уссурийского КВН
Эдуард Каюмов, участник команды «Детективное агентство» (УГПИ):
- Я в КВН пришел в году 1995. До этого мы занимались телевидением с Борисом Бехарским, и с КВН-щиками плотно работали, мы ездили их снимать, передачи делали, а потом в какое-то время оказались у них в команде, тогда был самый расцвет КВН, вторая половина 90-ых. Команда УГПИ была самой сильной в крае. Зубры. Костяк составляли Костя Иванов, Гарри Гупаленко, Василий Сальниченко. Это были самые звезды. Начали работать, выступать, становились чемпионами края.
Надо сказать, когда мы пришли, работа в команде была серьезной. После каждой игры, рядовая, полуфинал или финал, не важно, давалась неделя отдыха, а потом вся команда раза три в неделю собиралась для мозговых штурмов и репетиций. Мы запасались шутками, не зависимо от того, скоро будет игра или нет. Уже потом, когда начал тренировать студенческие команды, заметил, что это ушло. Вся «фишка» была в том, что ребята не серьезно относились к подготовке, начиная работать недели на две. А какую программу можно сделать за две недели? В УГПИ работа шла круглогодично по написанию шуток, номеров.
Редакторы КВНовских программ МС КВН, Сергей Матлин и сборная Приморского края
Фото: из архива уссурийского КВН
КВН 90-ых годов имел драматургию. Мы не только шутки придумывали, но и подводки к ним. То есть это было непрерывное действие. Уже потом, когда команды начали приходить в начале 2000-ых, мне кажется, это были питерцы, они стали говорить шутки, несвязанные между собой. Один выходил, говорил шутку, потом следующий. Сейчас это повсеместно.
Сейчас КВН другой. Я бы убрал букву «Н» - находчивые. Остались веселые. Любой заметит, что исчез конкурс разминка, потому что с каждым годом он выглядел хуже на телевизионной сцене. Импровизации очень мало, все по сценарию. Не секрет, что многим командам за деньги пишут шутки какие-то товарищи. Может быть, это имеет место, но мы лично штурмовали.
В 90-ых КВН в Приморье был сильно развит. Это были непрерывные игры, двухдневные фестивали в Тихоокеанском санатории, команды знакомились, ездили друг к другу в гости. Помню, в финал вышли мы и Юрфак, а Бурса осталась, не вошла в финал. Тогда мы командами решили взять ребят себе, половина команды Бурсы ушла на Юрфак, половина к нам. Они ездили в Уссурийск на репетиции.
Много для Приморского КВН сделал Сергей Матлин. Все организации игр, фестивалей, поездок в Сочи, вывод команд в первую лигу, высшую, поиск спонсоров – все это Сергей Матлин вынес. Это самая знаковая фигура Приморского КВН.
Сборная Приморского края в Казани
Фото: из архива уссурийского КВН
Я лично считаю себя средним игроком. Звездами были Гарри Гупаленко, Василий Сальниченко, Борис Бехарский, Александр Папашвилли...
Помню такую историю. Мы с Васей работали в детском центре «Океан» консультантами на Всероссийской смене КВН и оттуда привезли номер «Организм», где несколько людей разыгрывают части тела – желудок, мочевой пузырь и так далее. Но мы его честно переработали на 80%, идею ухватили, а текст сделали свой. Показали его на Тихоокеанском фестивале, как проходной номер. «Организм» прошел на ура. Матлин сказал, на гала-концерте этот номер показывать нельзя, он пошлый, показывайте свой нормальный номер. Ну ладно. Приезжаем в ДКМ, репетируем на сцене обычный номер, а в гримерке репетируем «Организм». Надо было видеть глаза Матлина, когда после объявления команды УГПИ, мы выходим с табличками на сцену. Фурор монументальный. Номер длился восемь минут, а с аплодисментами - минут 15, наверное. По меткому выражению Василия Сальниченко, зал грыз спинки кресел.
Константин Маринец
Фото: из личного архива
Константин Маринец, участник команды «Абсурд» (УГПИ):
- Мой путь в КВН начался с плагиата. В школьной команде девочка принесла сценарий и сказала, что ей дали его знакомые, что он смешной, и мы можем его показать. Мы показали. И были очень удивлены, что нам поставили низкие оценки, потому что зал смеялся. Потом подошел Гарри Гупаленко, член жюри, и испросил: «Откуда у вас наш сценарий?» В жюри сидела практически вся команда УГПИ, и она единственная не смеялась, так как этот сценарий не то, что читала, а играла его. Но жюри понравилось, как играл я. Поэтому в 9 классе школы попал в команду УГПИ.
Старшие товарищи рассказали, что нельзя воровать шутки, и научили придумывать самому. Хотя первую шутку придумал сам месяца через два-три.
В те времена команда была танцевальная, потому что Гаррик любил танцы. И мы танцевали в три линии подтанцовки. Танцам уделялась чуть ли не половина репетиционного процесса. Я был очень деревянный в танцах и для меня эта была ужасная мука. Там же мы познакомились с будущей «Мисс Уссурийск-1999» Евгенией Цимерман, которая возглавляла группу подтанцовки. Девчонки постоянно смеялись над тем, что мы не умеем танцевать.
В последнем классе школы я не играл, из команды УГПИ ушел постоянный состав и команда развалилась. Когда я поступил в институт и снова пришел в команду, у нас случился «конфликт поколений». Молодые студенты хотели больше играть, танцевать, походить на начинающую развиваться сборную Владивостока, а старые КВН-щики были за текстовые шутки и против клоунады на сцене. Мы поиграли года два объединенным составом, а затем молодежь откололась в команду «Абсурд».
Антон Жуковский
Фото: из личного архива
Антон Жуковский, участник команды «Абсурд» (УГПИ):
- В КВН начал играть со школьной команды села Яковлевка, затем, после поступления в УГПИ, в команде истфака. Знал, что в УГПИ очень сильная команда КВН. Ребята из сборной приходили на межфакультетские игры и там заметили меня, позвали к себе в команду. Но мы были больше на подхвате.
Потом у нас появились красные рубашки. Был кубок Владивостока, на который поехал я, Константин Маринец, Влад Эчко, Владимир Сгибнев и Александр Папашвилли. Выступили неплохо, нам самим понравилось. Этот костяк стал основным в команде УГПИ после того, как старшие ушли из команды.
Принимали участие в Приморской лиги, в 1998 году ездили на Тихооканскую игру. Разругались из-за молодежного клуба, ушли в гидромелиоративный техникум. Играли на уровне города в первой Приморской лиге. В 2001 году поехали в первый раз на фестиваль в Сочи.
Помню, нас позвали сыграть в Северной лиге в Ханты-Мансийске. Там мы заработали гастриты на сублимированной лапше, которую ели 10 дней.
После фестиваля в Сочи началась истории команды «Абсурд». Пришли новые ребята – Виталий Шумаков, Александр Топорецкий, Максим Жуковский...
Александр Набока, участник команды «36,6» (ПГСХА):
- Играл в студенчестве с 2005 год порядка семи-восьми лет. Команды были разные: «Сборная спроса и предложения» (экономический факультет), сборная ПГСХА «36,6». В открытой Хабаровской лиге мы играли под названием «Факты», где в первый же сезон стали вице-чемпионами. В Тихоокеанской лиге доходили до полуфинала.
В Уссурийске проходил полуфинал Первой лиги, я играл в сборной ПГСХА в команде «36,6» и редакторы вырезали нам один конкурс, сказав, что это не смешно, плохая идея. Мы знали, без одного конкурса и оценки команда должна получить меньше, а тут каждый бал для выхода в финал на счету. Мы выступили без одного конкурса так, что по количеству баллов по итогам игры прошли в финал на первое либо второе место.
У нас были сложные отношения с редакторами, нас пытались подрезать, убрать материал, наверное, это было связано с нашим расхлябанным поведением: мы играли в свое удовольствие, ради позитивных эмоций, а не для того, чтобы достичь каких-то вершин.
Чаще всего у КВН-щиков смешные моменты связаны с тем, что на сцене забываются номера. Например, в Хабаровске на Тихоокеанской лиге наш конферансье должен был объявить одну миниатюру, и вся команда знает этот ход, ребята готовятся выйти на сцену, видят, как конферансье открывает рот.... а он объявляет совершенно другой номер! Они несколько секунд посмотрели на него в недоумении, и ушли со сцены. Через несколько секунд вышли другие, произошла небольшая заминка. Но поскольку у лиги очень высокий уровень, эту ошибку нам не простили, и после игры мы вылетели.
Еще было много поездок, приятных знакомств, крепких дружественных связей, которые тянутся до сих пор. КВН дал мне уверенности в себе и, конечно, возможность легко и свободно держаться на публике. КВН сыграл огромную роль в моей жизни, благодаря ему я занимаюсь любимым делом.
Благодаря КВН я познакомился со своей будущей женой. Вернее, мы были с ней знакомы, но не общались. Нам нужно было поставить танцевальный номер. Поэтому мы попросили коллектив, в котором занималась моя будущая жена, нам в этом помочь. Так мы стали с ней общаться, дружить, через некоторое время она стала моей женой.
Андрей Козицкий
Фото: из личного архива
Андрей Козицкий, участник сборной ПГСХА:
- Играл с 2008 по 2015 год. На данный момент являюсь редактором первой Приморской лиги, школьной лиги КВН. Играл в команде сборной ПГСХА, в команде «Эрик Картман» (ПГСХА), в команде «Левый руль» (институт экономики и бизнеса), в команда «3+2», «bbc живая природа» (УГПИ), в сборной ПГСХА, альтернативной сборной УГПИ и ПГСХА, в сборной «Правосудие». Удалось сыграть в Приморской лиге КВН, становились дважды чемпионы в составе сборной ПГСХА и команде «Твой стиль» (ВГУЭС Владивосток), трехкратные чемпионы Уссурийской лиги, чемпионы Первой лиги, финалисты Тихоокеанской лиги. Становился лучшим актером межфакультетских игр КВН.
Удачные шутки разошлись на цитаты, их зачитывали даже на первом канале высшей лиги.
Наши шутки, которые мне нравятся:
«Неправильно скрученные роллы могут скрутить взрослого мужика на два-три дня».
«Ведущая прогноза погоды так сильно махала руками, что случайно проткнула Шкотово. Как была дыра, так и осталась».
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Травим анекдоты и смеемся после слова «лопата» вместе с уссурийскими КВН-щиками
«Летний Кубок» во Владивостоке вряд ли повлияет на движение КВН — ветераны КВН Уссурийска
КВНщики из «Уссурийских тигров» вошли в число лучших в России