Уссурийск, 2 октября, UssurMedia. Берег южного моря, где нет следов человека. Просторные бухты, где скальные нагромождения образуют причудливые формы. И, наконец, удивительный поселок среди живописных сопок и скал, так и не ставший главным морским огородом России. Там не "берет" связь большинства сотовых операторов, а электричество появилось два года назад. Там местные жители считают дверные замки излишеством, а в магазине не продадут водку и сигареты – их попросту нет в ассортименте. Именно сюда в последние годы направляются любители экологического туризма. И это не описание необитаемого острова. Это север южного Приморья, Лазовский район. В самом начале бархатного периода оттуда с фотоотчетом вернулся корр. ИА UssurMedia.
- Маршрут: поселок Лазо – водопад Осиновый – поселок Глазковка – озеро Заря – бухта Заря
- Расстояние: около 350 км из Уссурийска, около 320 км из Владивостока
- Сложность: подходит для семейного отдыха
- Время: два выходных дня
Жизнь на колесах
Группа собиралась долго. Поездка несколько раз оказывалась на грани срыва. Сперва из-за сезона дождей, а затем в Приморье пришел разрушительный тайфун "Лионрок", смывший мосты и дороги. На маршрут удалось выбраться только в середине сентября. Но в этом была и своя прелесть. Солнце по-прежнему прогревало воздух днем, ночью он еще не успевал остыть, но природа уже начала по-осеннему преображаться. Все, что напоминало к тому моменту о "большой воде" — разбросанные вдоль ручьев стволы деревьев и рабочие, спешно восстанавливающие дороги.
Вид на долину с перевала
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Выбрались из Владивостока рано, сквозь полудрему слушая рассказы нашего гида и проводника Жанны. За несколько часов поездки она успела преподать нам урок истории Приморья, рассказать о легендах и достопримечательностях края, походах первооткрывателей и раскопках археологов, время от времени ненавязчиво намекая, что и туда она нас может отвезти, но несколько позже. Группа собралась неоднородная: двое тинэйджеров, молодые люди и пенсионер, супружеские пары и одиночки, коренные приморцы и гости края из Подмосковья и Хабаровска. Через некоторое время все позабыли про сон и с интересом прислушались к бодрому щебетанию гида, разглядывая фотографии водопадов, островов и скал.
После тайфуна сопки буквально сочились ручьями
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Положа руку на сердце, ехать с туристической группой оказалось довольно комфортно. Направлялись мы на границу Лазовского заповедника, где пройти через кордон можно только после оформления разрешения, выплаты экологического сбора и под присмотром проводника. Обо всех этих формальностях голова не болела, за нас уже все сделали. По пути заглянули в музей заповедника, где для группы прошла довольно познавательная часовая экскурсия. Кроме того, на маршруте уже были заранее предусмотрены остановки, где нас ждал горячий завтрак и обед, за счет чего появилась возможность сократить время в пути. А шесть-семь часов в дороге, скажем так, еще то удовольствие.
Жанна, как могла, пыталась скрасить жизнь туристов на колесах, делая короткие остановки в пути на живописных смотровых площадках. Группа тут же шустро покидала автобус. Туристы разминались и нарушали звенящую тишину леса щелчками фотоаппаратов.
Короткая остановка в дороге
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Уже на выезде из поселка Лазо свернули к местному огороднику. Среди зарослей винограда и овощных грядок, внутри затененного каркаса он нам с гордостью похвастался своей гордостью – зарослями женьшеня, который он выращивает на протяжении почти всей своей жизни возле дома.
В гостях у женьшеневода-огородника
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
После прощания с женьшеневодом нас предупредили: за Лазо действует только один оператор сотовой связи, все остальные могут попросту выключить телефоны. Сообщение порадовало. Немного отдыха от цивилизации не помешает.
Осиновый водопад
Подъезжая к поселку Глазковка, остановились у поворота на лесную дорогу. Правда, и дорогой ее назвать сложно. Так, поворот, заботливо перекопанный кем-то, чтоб непрошеный гость не пробрался дальше. Спешиваемся и топаем в указанном направлении по тропе. По пути форсируем небольшую горную речушку.
Группа в пути к водопаду
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
В какой-то момент услышали шум падающей воды, шаг непроизвольно ускорился. Поднялись на пригорок и открылось великолепие небольшого водопадика. Река Осиновая промыла себе путь в базальтовом массиве и теперь ее воды сбегают по 2-метровому уступу. Назвать это речным порогом язык не поворачивается, пусть будет водопад. Со слов гида, особо удачливым туристам здесь удавалось заснять, как рыба идет на нерест, поднимаясь вверх по течению и перепрыгивая природный барьер.
Удивительно, но после тайфуна вода в реке оставалась абсолютно прозрачной. Даже не смотря на сочащиеся до сих пор со скальника и сопок ручьи.
Поселок-призрак
Практически в сумерках возвратились с водопада и отправились устраиваться на ночлег в Глазковку. Местные жители рассказали, что еще при советской власти, в конце 80-х годов прошлого века, здесь планировали обустроить большую ферму по разведению марикультур. Приехали ученые, рабочие. Шли исследования, строились дороги, цеха и пирс для катеров. Но после смены государственного строя все осталось заброшенным. В поселке остались только те, кто приехал "по набору" и прикипел к этой земле. Или кому податься больше некуда, всего около 200 человек. Хозяйка нашего постоялого двора Светлана Васильевна на вопрос, почему двери без замков, отвечает просто: "А зачем? Тот контингент уже давно в города перебрался, сейчас здесь все свои".
Заброшенные строения на берегу
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Поселок оставил двоякое впечатление. С одной стороны, сказочной красоты ландшафты, море и тишина. С другой, ощущение запустения. Электричество здесь появилось два года назад, до этого в поселке запускали дизель. Местные рассказали, что в Глазковке своя школа: "Зимой перевалы становятся опасными, тут детей учат". Есть и свой фельдшерский пункт, вот только доктора в нем нет. Не могут местные придумать, чем сюда заманить специалиста.
Здесь планировалась переработка марикультур
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Глазковские мужики живут "с тайги и моря". Зарабатывают, кто чем может, "копейка" здесь непросто достается. Поэтому нет в магазине водки и сигарет. Сухой закон — всего лишь дань рыночным отношениям. Нет спроса, вот и не завозят. Недавно начали пробовать развивать туризм. В поселке появились гостевые домики, а в интернете — объявления о "Глазковском экоцентре". Местные верят – это их шанс.
Туристы сюда тянутся, несмотря на долгий путь и довольно рельефные дороги. Нам рассказали, что в этом году отдыхали даже "крутые". Приехали с собственным домиком-фургоном, долго жили обособленно на берегу. Говорят, даже пиццу на вертолете заказывали. Но, быть может, это уже местная байка.
Лунный пейзаж в Глазковке
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Места действительно красивые. Ночью не удержались от поиска приключений, всей группой побрели на берег моря. Нам повезло. Полная луна пробивалась даже сквозь завесу облаков, создавая загадочную игру света и теней. В свете фонарей скалы создавали сказочное впечатление. Здесь впору было снимать Мордор из "Властелина колец".
Прибрежные скалы при свете луны и фонарей
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Утренний рассвет поразил еще больше. Первые лучи солнца упали на морскую гладь и окрестные сопки. Туристы попросту растерялись, не зная, куда в первую очередь нацелить объективы фотоаппаратов.
Дорога к заповеднику
С утра группа дожидалась обещанный нам проходимый транспорт. Местные тихонько посмеивались: "Тут идти-то всего ничего, каких-то пять-семь километров". Но лучше плохо ехать, чем хорошо идти. И в этом мы убедились очень скоро, когда выбрались на то, что здесь называют дорогой, а во всем мире просто – направлением.
Дорога вдоль бухты Кита
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
По дороге к нам присоединился еще один проводник. Сотрудница заповедника Анастасия строго всех инструктирует, как себя вести, что можно делать, а за что можно круто "попасть". Первый инструктаж группа получила в бухте Кита, не успев спешиться с машины. На кордоне заповедника – повторная воспитательная беседа. И рассказ о хозяине здешних мест – тигре Яше, чьи следы часто появляются в окрестностях реликтового озера Заря. Дальше пошли след в след за проводницей.
Группа на тропе в бухте Заря
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Само по себе озеро, на первый взгляд, не особо примечательное. Его длина чуть больше 200 метров, а ширина – около 70. Но именно здесь ученые обнаружили три вида моллюсков, больше нигде на Земле не встречающихся и крайне чувствительных к загрязнению воды. Это Чашечка зарейская, Зарейская Кунаширия и Кунаширия Зимина, причем популяция последнего вида всего 200-300 экземпляров. А зеркальная поверхность озера покрыта листьями краснокнижного водного растения – Бразении Шребера.
Озеро Заря
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Пройдя вдоль длинного песчаного пляжа бухты Заря, мы вышли к высоким скальным образованиям, которые вода и ветер за многие века превратили в причудливые изваяния. Разнообразная цветовая гамма песчаных дюн побережья, прозрачная вода, скалы, гроты, маленькие пещерки и тишина, звонкая и тягучая. Все это создавало странное ощущение ирреализма. Со слов тех, кто уже не раз бывал здесь, бухта Заря всегда разная, и каждый раз она оставляет новые впечатления.
Скальные образования в бухте Заря
Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Пробыли мы в бухте Заря недолго. Наш проводник дала полюбоваться окрестными красотами чуть более часа. Но где-то в глубине сознания прочно засела шальная мысль – вернуться сюда еще раз.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Маршрут выходного дня: два часа среди доисторических монстров и в глубинах мирового океана
Маршрут выходного дня: неизведанная Камчатка или путешествие на Курильское озеро