Сегодня, 1 ноября, в Уссурийске завершился традиционный осенний конкурс педагогических технологий "Школа мастерства" (0+). На звание победителя претендовали 15 участников, из которых только пятеро вышли на финишную прямую. В последний соревновательный день они старались удивить уже не учеников, а своих коллег в ходе мастер-классов (0+), используя в борьбе за внимание хитрости собственных уроков: игровые приемы, метод проблемного обучения и технологию сотрудничества, сообщает корр. ИА UssurMedia.
Каждую осень "Школа мастерства" раскрывает инновационные технологии, которые внедряют в свою работу уссурийские учителя и воспитатели, и 2024 год не стал исключением. Конкурсную тему участники профсостязания защищали в несколько этапов. Первые два — это самопрезентация и открытый урок, по итогам которых лишь пятеро из 15 конкурсантов получили наивысшие баллы и путевки в финал.
Завершали соревновательный марафон мастер-классы в Центре детского творчества. "Великолепной пятерке" предстояло научить основам своих технологий других педагогов. Первым, кому выпала такая честь, был учитель истории и обществознания школы № 25 Сергей Маркин с весьма провокационной темой "Создать проблему? Нет проблем". Оценив юмор, опытные коллеги сходу догадались, что речь идет о методе проблемного обучения.
— Главная цель моего мастер-класса — показать способы возникновения и предложения проблемных ситуаций на уроке. Это может быть мотивирующий диалог или самое простое — прием "яркого пятна". Возьмем, например, яблоко. Какие уроки можно начать с этим предметом? Математика, ИЗО, физика, литература, биология. Не поверите, я даже урок обществознания по теме "Чувственное и рациональное познание" начинал с яблока. То есть с помощью чувств и разума нужно было познать фрукт, — сообщил Сергей Маркин. — Простое заучивание постепенно уходит в прошлое, и все активнее набирает силу школа развития, и важнейшей ее характеристикой является проблемное обучение. Считаю, что проблемное обучение — сегодняшний и завтрашний день нашего образования.
Мастер-класс показал, что метод проблемного обучения позволяет школьникам больше узнать, например, о древних цивилизациях. Ученикам, в роль которых вжились учителя, требовалось сопоставить предмет с местом его изобретения, не "отправив" китайский шелк в Древний Рим.
Название своего выступления до последнего скрывала учитель английского языка школы № 24 Юлия Салимова. Стоило участнице начать мастер-класс, как перед публикой возник яркий реквизит — воздушные шары, мишура. Как было задумано, случился эффект "вау", а за ним была угадана и тема урока "Эмоции". Оставалось лишь вспомнить, как они произносятся на английском, и помог в этом игровой метод.
— Чтобы организовать урок по игровой технологии, нужно продумать многие нюансы: сюжет, рабочие материалы. Самое сложное здесь — определить критерии оценки, принципы, по которым делить класс на команды. Плюс, на каждый урок ты такое делать не будешь. Подобное мы чаще всего проводим в конце четверти на завершающих уроках: дети уставшие, и хочется, чтобы они расслабились, но в то же время не забывали о теме, — рассказала о своей технологии Юлия Салимова.
Оригинально к конкурсу подошел и учитель физики из школы села Борисовка Алексей Прокопенков, превратив свой мастер-класс в туристический поход. Дело, как известно, ответственное: нужно и очаг построить, и подходящую подобрать, а без законов теплопроводности и силы трения здесь никак. Собираться еще сложнее, если действовать вразнобой, но весьма кстати пришлась технология сотрудничества. Ее педагог из Борисовки почерпнул из личного опыта.
— Летом глава округа предоставил бесплатные путевки в лагерь "Надежда" детям, которые занимаются робототехникой, музыкой, танцами, спортом. Там мы как раз использовали технологию сотрудничества, чтобы объединить ребят, и в конце смены результат был заметен. Дети, с которыми я не так быстро мог найти контакт, раскрылись с другой стороны. Один, например, не блистал успеваемостью, но оказался хорошим организатором. У другого хромает математическая грамотность, но развито логическое мышление. И каждый ученик, каждая личность внесла вклад в общее дело. Технологию сотрудничества я также стараюсь применять на всех лабораторных и практических занятиях — везде, где требуется демонстрация эксперимента, — поделился Алексей Прокопенков.
К слову, именно технология сотрудничества стала самой популярной у конкурсантов этого года. Не последнюю роль в этом играет тема, заявленная президентом России.
заведующая МКУ "Методический кабинет" УГО Юлия Шашко. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
— Возможно, благодаря Году семьи многие участники представляют технологию сотрудничества. Например, один из конкурсантов как раз делает акцент на сотрудничество с родителями, — подчеркнула заведующая МКУ "Методический кабинет" УГО и член жюри Юлия Шашко. — Прелесть конкурса "Школа мастерства" в том, что каждый год участники демонстрируют педагогические технологии в различных их интерпретациях. Как правило, на конкурс выходят педагоги, которые действительно являются профессионалами, что мы видим и в этом году. Конкурс покажет лучшего из лучших, но им уже удалось нас удивить.
Победу жюри присудили учителям Сергею Маркину и Алексею Прокопенкову, а также воспитателю детского сада № 1 Евгении Савчук, представившую мастер-класс "Общаемся, играя". Все они удостоились звания "Мастер педагогических технологий — 2024".
Евгения Савчук - одна из победительниц конкурса. Александр Шепырев, ИА UssurMedia
Отметим, муниципальный конкурс "Школа мастерства: образовательные технологии XXI века" проходил с 1 октября по 1 ноября 2024 года. В Уссурийском городском округе он проводится с 1998 года.