Федеральная налоговая служба является органом государственной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законодательно определено, что государственные реестры должны формироваться на основании достоверных сведений. Вследствие чего уполномоченные государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность этой информации.
При реализации налоговыми органами своих полномочий возникают ситуации, когда необходимо отстаивать свою правоту в суде.
Например, судебные споры, связанные со стремлением недобросовестных лиц зарегистрировать смену действующих учредителей и/или руководителей уже существующих организаций на подставных лиц. Данные шаги приводят к внесению в государственные реестры недостоверных сведений и направлены они, как правило, на уклонение от проведения налоговых проверок или для извлечения необоснованной налоговой выгоды.
Интересным примером может послужить следующий судебный спор.
Гражданин, являясь подставным лицом, контролируемым неустановленными лицами, обратился в суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о нем как учредителе организации.
Налоговый орган с требованиями не согласился, указав на следующие обстоятельства:
— номинальный учредитель при проведении проверки в отношении организации не являлся на вызовы налогового органа;
— в результате анализа движения денежных средств на счетах общества следует, что деятельность подставного лица как учредителя и руководителя общества не была направлена на извлечение прибыли;
— основным местом работы номинального участника является государственная организация, где он трудоустроен в качестве водителя;
— данное подставное лицо является учредителем и руководителем еще одной коммерческой организации, в отношении которой в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нем как о генеральном директоре (руководителе);
— номинальным участником совершены неправомерные действия при намерении изменить адрес места нахождения организации, поскольку им в налоговый орган представлено гарантийное письмо от гражданина, который позднее сообщил, что договоры с организацией не заключал, гарантийные письма не выдавал;
— организация участвовала в незаконных банковских операциях с иными лицами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, а также основными контрагентами данной организации являются юридические лица, имеющие признаки фирм-однодневок и транзитных организаций.
Суд установил, что номинальное лицо фактически уклоняется от дачи пояснений в отношении деятельности организации. Предусмотренные законом действия, направленные на устранение записи о недостоверности сведений, не предпринимает. Судом отмечено, что фиктивным участником не опровергнуты те обстоятельства, что организация фактически не осуществляет хозяйственную деятельность. Имевшие место операции по банковским счетам вызывают подозрения относительно правомерности их совершения, тогда как номинальное лицо уклоняется от дачи налоговому органу пояснений о деятельности организации.
В результате анализа обстоятельств дела суд, оценив представленные доказательства, пришел к выводам о том, что налоговые органы при осуществлении своих полномочий в ходе проводимой проверки достоверности сведений действовали законно и обоснованно.
Судебный спор рассматривался Арбитражными судами двух инстанций и по результатам рассмотрения вступившими в силу судебными актами позиция налоговых органов признана обоснованной. При этом номинальный участник на судебные заседания не являлся.
Отражение в ЕГРЮЛ недостоверной информации не только нарушает права налогового органа, создавая препятствия в осуществлении мер налогового контроля, но и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку Единый государственный реестр юридических лиц содержит общедоступную информацию, которую может запросить как любое юридическое или физическое лицо, так и органы государственной власти.