Российский союз автостраховщиков (РСА) ввел новые нормы о досрочном расторжении договоров ОСАГО, изменили процедуру возмещения убытков, а также был подготовлен и опубликован новый справочник средней стоимости запчастей. Согласно имеющимся данным, средняя цена на автомобильные запчасти снизилась примерно на 3%. Также представители РСА объяснили, почему стоимость необходимых комплектующих все еще остается такой высокой.
Новый справочник средней стоимости автомобильных запчастей будет работать по новым правилам. С 19 октября компании-страховщики должны учитывать наличие оригинальных деталей на рынке и ценник на их аналоги. Благодаря нововведениям, коэффициент роста стоимости деталей продолжает держаться в пределах установленной нормы — 30%.
Объясняется это просто — благодаря новому справочнику РСА, цена на запчасти упала на 3% и осталась на уровне июня 2022 года, когда стоимость деталей резко скакнула вверх из-за ухода с российского рынка ряда автопроизводителей и поставщиков и небольшого дефицита этих самых запчастей.
"Справочник, вступивший в силу 19 сентября, дал рост стоимости запчастей, но в пределах тех же 3%. В результате в среднем цены в этом справочнике де-факто вернулись к средним ценам справочника, вступившего в силу 19 июня и показавшего рост стоимости запчастей на 29%. Это полностью соответствует оценке ситуации с ценами на запчасти автомобильными экспертами”, — рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
При этом есть небольшое уточнение, которое касается дубликатов и неоригинальных деталей.
"Неоригинальные дубликаты, согласно позиции Центробанка, можно будет применять, только если данной детали нет в оригинальном варианте", — цитирует издание Autonews (18+) юриста и эксперта в области автозапчастей Алексея Полякова.
Ряд экспертов отмечает, что в новом справочники также присутствует проблема, уже ставшая традиционной. Непонятно, на сколько локальные данные в них используются. То есть, если берутся в расчет данные прейскурантов "дешевых магазинов", то это определенно может повлиять на конечную оценку себестоимости запчастей, а значит и на итоговые выплаты. То есть возможен сценарий, при котором многим водителям попросту не хватит полученных денег на восстановление своего "железа" после ДТП.
Полиция определяет, была машина на пункте или нет
Другим нововведением стали новые нормы о досрочном расторжении договора ОСАГО. В случае "смерти" железного коня, его хозяину будет необходимо предоставить справку из ГИБДД об утилизации машины. То есть, по данным издания "Деловой Петербург" (18+) со ссылкой на директора по автострахованию "Ренессанс страхование" Сергея Демидова, дальнейшая эксплуатация транспортного средства окажется невозможным. И это притом что раньше для этой процедуры было достаточно заключение эксперта.
Также, в новых нормах теперь закреплена практика, согласно которой, если при смене владельца автострахователь не желает расторгать ОСАГО, ему необходимо сообщить о новом владельце в страховую.
Помимо этого, сообщает издание, внесены нормы, согласно которым страховая компания будет рассматривать убыток без подтверждающих ДТП документов, оформленных полицией, но только в том случае, если эти сведения она способна получить самостоятельно. Делается для налаживания эффективного взаимодействия страховщиков с Госавтоинспекцией. Также это может потенциально сократить срок принятия решения и практически исключить риски фальсификации документов.