Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 52 дня

Памятник
Фото: ИА UssurMedia

Под дождем в окружении гвардейцев: 240 лет назад в Петербурге открыли памятник Петру I

С легкой руки Александра Пушкина хранителя Санкт-Петербурга сейчас называют "Медным всадником"

Общество

18.08.2022

Совсем недавно аналитики "Яндекса" сформировали перечень самых посещаемых российских культурных объектов, изучив поисковые запросы пользователей. Речь идет о 2295 памятниках, музеях и парках. В топ-10 популярных достопримечательностей попал "Медный всадник" в Петербурге. 7 (18) августа памятнику, установленному в честь Петра I, исполнилось 240 лет. На его открытие на Сенатской площади пришло множество народу, несмотря на хлестающий дождь. Почему памятник стал носить имя "Медный всадник", какие произошли случаи перед его установкой, ИА UssurMedia рассказали в Президентской библиотеке.

"Кто из нас, проходя через Петровскую площадь, не останавливался перед памятником Петра I, который устроил и просветил Россию, сделав ее сильною и могущественною? — пишет историк и богослов Антон Ивановский (1823–1873) в книге "Беседы о Петре Великом и его сотрудниках" (1872), размещенной на портале Президентской библиотеки. — Но приходилось ли кому-либо из нас при обозрении этого памятника подумать о том, сколько нужно было употребить трудов и неимоверных усилий — построить этот дивный памятник, приводящий в изумление?"

История создания памятника, который благодаря Александру Пушкину мы называем "Медный всадник", интересна. В фонде и на портале библиотеки хранится множество материалов, подробно рассказывающих о ключевых событиях, связанных с его появлением.

Идея создать памятник первому российскому императору принадлежит Екатерине II, которая обратилась с этой просьбой к французскому скульптору Этьену Морису Фальконе, "человеку сложного характера, экспрессивному и легко ранимому".

В "Сборнике императорского исторического общества" можно ознакомиться с подробной перепиской Екатерины и Фальконе, перед которым встала задача — создать эскизы памятника, отлить его в бронзе и установить на пьедестал. Каждый из этих этапов был сопряжен с большими трудностями.

Во-первых, не было единого мнения, как должен выглядеть Петр I. Фальконе пришлось настаивать, чтобы государь был на коне, и чтобы его человеческие качества сочетались в скульптуре с заступничеством воина и императорской властью.

Во-вторых, возникли трудности с отливкой скульптуры — таких больших памятников в России прежде никогда не делали. Первая отливка была испорчена, а следующую завершили только через три года.

В-третьих, встал вопрос о постаменте, который был бы способен удержать такую массивную скульптуру. Наконец в болоте недалеко от Финского залива был найден Гром-камень весом 1600 тонн, который в течение года тащили по специальным платформам сначала на плотину, а потом на судно, чтобы переправить до места назначения.

7 (18) августа 1782 года на Сенатской площади в окружении гвардейцев и множества народу, которые пришли, несмотря на дождь, состоялось торжественное открытие памятника Петру I.

Император в лавровом венке, усмиряющий коня на вершине скалы, олицетворял сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Однако стихия все же решила испытать на прочность бронзового Петра — так, в 1824 году случилось наводнение, которое впоследствии описал Александр Пушкин в поэме "Медный всадник". Ощущения фантасмагории, призрачности, нереальности, переданные в этом блистательном тексте, дали новую жизнь памятнику, который стал называться Медным всадником и сыграл в русской культуре немаловажную роль.

Пушкинскую идею Медного всадника подхватил Федор Достоевский в романе "Подросток": "А что, как разлетится этот туман... и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?"

Что это — сон или явь — Медный всадник, а с ним и весь Петербург? Об этом вопрошает Осип Мандельштам: "Кто, скажите, мне сознанье / Виноградом замутит, / Если явь — Петра созданье, / Медный всадник и гранит?"

В электронном фонде Президентской библиотеки хранится коллекция графических и фотоизображений Медного всадника. К слову сказать, процессу создания памятника Петру I скульптором Этьеном Фальконе посвящен художественный фильм Василия Ливанова "Медный всадник России", который вышел на экраны в 2019 году.

Медный всадник как символ и хранитель Петербурга воспет в официальном гимне Санкт-Петербурга, созданном в 2003 году. Текст гимна написал поэт Олег Чупров: "Державный град, возвышайся над Невою / Как дивный храм, ты сердцам открыт! / Сияй в веках красотой живою, / Дыханье твое Медный всадник хранит!" Музыка к этому гимну была взята из балета Рейнгольда Глиэра "Медный всадник", написанного в 1948 году.

С тех пор, как в Петербурге установлен памятник Петру I, множество людей устремляются к Медному всаднику и испытывают перед ним одновременно и восхищение, и робость. "На глыбе оснеженной высится Петр, / И люди проходят в дневном полумраке, / Как будто пред ним выступая / на смотр", — писал Валерий Брюсов.

Одно из городских поверий гласит, что, покуда стоит Медный всадник на берегу Невы, ничто не может случиться с Петербургом. Защищая и храня свой город, Петр I встречает свой 350-летний юбилей с "седой скалы, откуда рвется в небо крутой восторг зеленоватой бронзы".