В четверг, 14 апреля, в Уссурийске прошел семинар "Функциональная грамотность — приоритетная задача ФГОС" для учителей со всего Приморья. На примере школы № 25 гостям продемонстрировали, как добиться того, чтобы учащиеся не только сохранили в своей памяти школьные знания, но и умели находить им применение в реальной жизни, сообщает ИА UssurMedia.
"Забудьте все, чему вас учили в школе" — устойчивая фраза, с которой сталкивались многие после окончания школы. Однако времена меняются, и в системе образования уже расставлены новые приоритеты. Один из них — сделать так, чтобы школьные знания были полезными в дальнейшей жизни. Отсюда в образовании и появилось понятие функциональной грамотности, которой и был посвящен семинар в Уссурийске.
Оказалось, что термину "функциональная грамотность" уже больше полувека, однако в 50-е годы он означал только умение читать, писать и считать. В современном образовании границы этого понятия расширены. Например, умение читать и навык чтения — теперь это не одно и то же.
— Сегодня понятие "функциональная грамотность" закреплено в федеральном государственном стандарте и является одной из главных задач, стоящих перед нашими образовательными учреждениями. В рамках нашего семинара мы представим опыт работы по этому направлению в школе № 25, — открыла встречу заведующая МКУ "Методический кабинет" Юлия Шашко.
Юлия Шашко. Фото: ИА UssurMedia
По словам экспертов, в уссурийском учреждении реализуется как минимум четыре направления в развитии у школьников функциональной грамотности. Педагоги школы №25 уже выстроили систему работы по формированию математической, естественнонаучной и читательской грамотности, а также креативного и критического мышления.
Для демонстрации опыта преподавания приморским учителям подготовили несколько образовательных треков. Однако прежде, чем начать открытые уроки, гостям Уссурийска рассказали об особенностях построения занятий при формировании функциональной грамотности.
— Важный момент: учителя сами должны осознавать, что такое функциональная грамотность. Путешествуя по школам Приморского края, мы видели такую картину: результата в этом направлении нет. А все потому, что у педагогов до конца не сформировано четкое понимание, — подчеркнула главный эксперт центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ПК ИРО Юлия Сеничева.
Юлия Сеничева. Фото: ИА UssurMedia
Работу по формированию функциональной грамотности педагогам продемонстрировали на уроках математики, физики, русского и английского языков, литературного чтения, а также на внеклассных занятиях и элективах. Главная их цель — показать учащимся, что всем знаниям можно найти применение в жизни. Так, урок математики в 6 "Б" был тесно связан с финансовой грамотностью.
— Математика непосредственно связана с экономической сферой. Сегодня у нас урок на решение задач с процентами, а с ними мы довольно часто сталкиваемся в жизни. Встраивать в уроки понятия финансовой грамотности для нас это в порядке вещей, — поделилась учитель математики и физики школы № 25 Наталья Никитина.
Стоит отметить, что в Приморье ведется активная работа по реализации федерального проекта "Функциональная грамотность". Специалисты краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи регулярно проводят мониторинг работы муниципальных координаторов и образовательных организаций края по данному направлению.
Справка: Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.