Масленичная неделя в этом году будет продолжаться с 28 февраля по 6 марта. В народе с давних времен Масленицу любили, ждали, называли ее "честнАя", "широкая", "разгульная". Подробно о том, как отмечали один из самых ярких праздников на Руси, можно узнать, обратившись к уникальным изданиям, цифровые копии которых доступны на портале Президентской библиотеки, сообщает ИА UssurMedia.
"Русская масленица… ведет свое начало из языческого праздника, совершавшегося предками нашими в честь Волоса, скотья бога", — рассказывает искусствовед Иван Божерянов в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу" (1894).
Все дни сырной (масленичной) недели имели свои особые названия и значение: встреча — понедельник, заигрыши — вторник, лакомки — среда, разгул — четверг, тещины вечерни — пятница, золовкины посиделки — суббота, а завершал празднества целовальник, прощеный день — воскресенье.
"В первый день русский народ справляет встречу чистой масленицы — широкой боярыни", — пишет Иван Божерянов.
К этому дню Масленицы на Руси устраивали всевозможные качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. С самого утра в день "встречи" с праздничными скороговорками детвора выбегала на улицу строить снежные горы, а сбегали с них под крики "приехала Масленица, приехала Масленица!".
Однако же относились к веселой традиции в народе со всей серьезностью: "Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а то при старости лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног".
Выпекание блинов с незапамятных времен остается неизменной традицией, символизирующей весеннее солнце. В прежние времена эта традиция носила в себе еще и поминальный смысл, а первый блин отдавался "нищей братии на память усопших".
Блины. Фото: с сайта https://pixabay.com
Во второй день празднеств — "заигрыши" — соседи приглашали друг друга отведать блинов, "матушки посылали позываток с наказом: „у нас — де горы готовы и блины напечены — просим жаловать“". Интересно, что масленичные удовольствия клонились к сватовству, чтобы после Великого поста непременно сыграть чью-то свадьбу. Не зря вторник назывался "заигрыши", в этот день, после всех угощений, гостей отпускали кататься на горки, где женихи за праздничными забавами смотрели в оба, выбирая себе невест.
В третий день, "лакомки", тещи принимали своих зятьев на блины, а для "забавы любимого зятя" звали в гости всех своих родных.
В широкий четверг, или "разгул", начиналось самое веселье: народ развлекался катаньями по улицам, разными играми и кулачными боями.
На "тещины вечерни", в пятницу, наступала очередь зятьям угощать своих тещ. Следуя традиции, накануне вечером зять должен был лично пригласить тещу, а утром прислать парадных "позываток". И чем больше народу приходило звать тещу к зятю на блины, тем больше было почестей, которые он ей оказывал.
Блины. Фото: с сайта https://pixabay.com
В субботу, на "золовкины посиделки", главным действующим лицом становилась молодая невестка, которая приглашала своих родных к себе в гости.
Последний день Масленицы, "проводы", или, как его ещё называли, "целовальник", сопровождался на Руси различными обрядами. Например, проводы в Симбирской, Саратовской и Пензенской губерниях состояли в разъездах по городу. Картина действия была такова: "Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. В передние ставили столб и на него клали колесо, на которое сажали мужика, опытнаго в разных забавах и причитаниях. Вместо лошадей запрягали разукрашенных людей. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, приходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками", — пишет Божерянов.
Традиция сжигания чучела Масленицы — самая яркая и красочная из всех дошедших до наших дней. Божерянов описывает праздник в городе Нерехте Костромской области: "Вечером после всех гуляний и забав выходит молодой народ: женщины и мужчины, девицы и дети из своих дворов с соломою. При пении песен сжигается солома". В "целовальник" было принято одаривать своих родных пряниками, медовиками и коврижками. В последний день Масленицы следовало особенно "прощать" и одаривать кума с кумой. "В деревнях самый почтенный подарок для кума состоит из полотенца, а для кумы — из бруска мыла". Прощение между родственниками происходило вечером: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощенья; после них приходили все близкие знакомые. В Прощёное воскресенье соломенное чучело в женской одежде или деревянную куклу, олицетворявших Масленицу, хоронили или сжигали.
"Последние два дня на сырной неделе, (субботу и воскресенье) … посвящают на испрашивание друг у друга прощения. Встретясь, даже на улице… целуются, говоря: „прости меня, в чём я тебя обидел, умышленно и неумышленно, делом или словом“. — Бог тебя простит и Божия Матерь, — отвечает ему другой, — и в знак примирения целуются", — пишет этнограф Александр Терещенко в издании "Быт русского народа" (1848).
"В этом пёстром празднике народном, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древняго языческаго обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, стариннаго с новым…" — заключает Иван Снегирёв в книге "Русские простонародные праздники и суеверные обряды".
Во всей широте проявляли себя в эти дни русские удаль и безудержная натура; люди пели, плясали, веселились — запасались терпением, чего требовал следующий за Масленицей Великий пост, о строгих установлениях которого также подробно написано в старинных книгах, электронные копии которых хранятся в фонде Президентской библиотеки.
На эти вопросы с легкостью ответят любители необычных блинчиков