Янтарь обычный — смола ископаемая, "дальневосточный янтарь" Анатолия Черевко — смола, оставшаяся в древесине. Модельщик уссурийского локомотиворемонтного завода делает женские украшения из древесных отходов. О том, как из обрезков брусков мастерить серьги и перстни, умелец рассказал корр. ИА UssurMedia.
Переквалифицировался в ювелира модельщик УЛРЗ Анатолий Черевко совсем недавно.
Анатолий Черевко. Фото: ИА UssurMedia
В июле коллега попросила смастерить ей колечко. Заказ для резчика-самоучки, специализирующегося на деревянной скульптуре, нетривиальный. Анатолий согласился. В древесных отходах он заприметил березовый брусок нужного размера, обработал его, придав форму кольца.
Работы мастера. Фото: ИА UssurMedia
"Его мы долго по размеру подгоняли, чтобы на пальце сидело как влитое. Первая работа вышла комом, кольцо на палец не налезло. Сделал второе, размером побольше. Дерево — материал не пластичный, чересчур согнешь — лопнет. Поэтому я был готов к тому, что кое-что может пойти в утиль", — рассказал Анатолий.
Начинающий ювелир на ходу вырабатывал алгоритм работы с материалом. В итоге на рождение первого кольца ушло 6 часов. Со временем приноровился, набил руку. "Берешь кусочек бруска, обрезаешь все лишнее — получается кольцо", — объясняет нехитрый прием Анатолий.
Идеи украшений подсказывает сама природа: необычной формы сучья, узоры на древесине задают мастеру весь спектр предстоящей работы. Здесь главное — увидеть природные подсказки и не перестараться.
"Выпиливал как-то колечко, смотрю: форма сердечка из древесных волокон прорисовывается. Принялся дорабатывать, шлифовать — рисунок пропал. Идеальный древесный рисунок очень тяжело найти, можно массу сучков, брусков перебрать и ничего примечательного не отыщешь. Поэтому резьба по дереву — это самое простое, найти сучок интересной формы — вот это сложно. А это очень важно при изготовлении сережек, когда древесный узор должен быть парным", — рассказал Анатолий.
Коллекция самодельных колец и сережек пополняется и уже имеет название "Дальневосточный янтарь".
"Янтарь — это окаменевшая смола, в сучках смола тоже присутствует, и рисунок древесный как бы намекает на визуальное родство с камнем", — объяснил выбор названия Анатолий.
Некоторые кольца в процессе доработки.
Работы мастера. Фото: ИА UssurMedia
"Сделал работу, а она не живет, души будто нет. Блеклая какая-то. Произведение считаю законченным, когда увижу, что здесь добавить больше нечего. Работу нельзя завершить, ее можно приостановить", — объяснил мастер.
Достойными работами Анатолий считает те, что изготовлены из целого куска древесины, без склеек. Мастер предпочитает давать материалу раскрыться в процессе обработки, огранки.
Как, например, случилось с этой композицией. Анатолий обратил внимание на корягу, где торчащий сучок был похож на тюленью мордочку.
Работы мастера. Фото: ИА UssurMedia
С нее все и началось: у мордочки появился глаз, а затем появился и сосед. Теперь это косолапый, оседлавший тюленя.
Работы мастера. Фото: ИА UssurMedia
Но излюбленной темой резчика были и остаются человеческие фигуры.
Скульптуры прекрасных дам, бюст молодого Сталина, лик Иисуса Христа, портреты из дерева сможет увидеть каждый уссуриец: в следующем году Анатолий Черевко планирует персональную выставку в Центре народного творчества.
Анатолий Черевко. Фото: ИА UssurMedia