Приморские рок-музыканты гастролируют не только с концертами, но и затем, чтобы научить детей из отдаленных сел края игре на инструментах или вовсе сколотить новый коллектив. При этом из ребят делают универсальных артистов и не ограничивают их одним только рок-направлением. Такой историей поделилась с корр. ИА UssurMedia вокалистка кавер-группы "Кекс" из Находки Дарья Никонова.
Дарья совмещает творческую деятельность с обучением в школе педагогики ДВФУ в Уссурийске и в буквальном смысле "живет на два города". Не успев окончить первый курс, девушка уже проявляет свои педагогические навыки, только в области музыки.
Когда-то Дарья была ученицей музыкальной мастерской под руководством Сергея Акуленко. Но полгода назад девушка сама вошла в "преподавательский состав" мастерской и передает свой опыт приморским ребятам, живущим вдалеке от крупных городов, где есть некоторые трудности с музыкальным образованием.
— Как бы ты сама охарактеризовала вашу серию уроков и мастер-классов?
— Наверно, все-таки это проект. В любом случае это труд, который нам оплачивают. В некоторых местах у нас есть договоренность с местной администрацией. Муниципалитет платит нам, чтобы мы не брали деньги с ребят.
— Какая цель у вашего проекта?
— Все просто — собрать из всей деревни несколько человек и научить их играть в коллективе. Ребята из сел ведь тоже хотят заниматься музыкой. Но чаще всего мы видим, что деревенская музыкальная школа — это когда тебя научили играть три аккорда на гитаре или фортепиано. И все.
— Каким инструментам обучаете детей?
— Конкретно я обучаю всему понемногу: гитаре, бас-гитаре, фортепиано, барабанам и, конечно же, вокалу. Наш худрук, Сергей Акуленко, играет еще и на флейте, скрипке, укулеле и многом другом. Основной набор — гитара, бас-гитара, барабаны и клавишные.
"Пусть хоть Моргенштерна играют": сельских детей учат музыке приморские рокеры. Фото: предоставила Дарья Никонова
— И в каждом селе уже сложился, как минимум, один коллектив?
— Не везде. Чтобы собрать группу, нужна точка, где будут проходить репетиции. Далеко не во всех населенных пунктах администрация такое приветствует. А предоставить место для репетиций, кроме местных властей, никто не может.
Сейчас сложившихся коллективов по Приморью осталось мало. Как пример, могу привести сильные коллективы в селах Ленино и Самарка неподалеку от Чугуевки. Там же, в Самарке, есть хороший дуэт из двух сестер. Еще одну крутую команду мы сколотили в Маргаритово Ольгинского района.
— С какого возраста дети занимаются в коллективах под вашим шефством?
— Это совсем маленькие дети. Самому старшему нашему ученику только 13 лет.
— Как работаете над сплочением коллективов?
— Приведу в пример коллектив из Маргаритово. Трое из четырех участников группы живут в разных населенных пунктах в часе езды от самой деревни. Мы забираем одного, второго, третьего и только потом едем в Маргаритово. Уже в машине мы с ними общаемся на самые разные темы. Даже о том, как фазаны через дорогу бегают.
То есть, лучшее средство сплочения — это общение. Музыка в принципе невозможна без общения. Несмотря на разницу в возрасте и разные места жительства, ребята действительно дружат между собой.
— Сколько вы уже охватили таких населенных пунктов?
— Больше 20 сел и городов, но мы хотим двигаться дальше и объехать все Приморье. Это сложно, так как я большую часть времени нахожусь в Уссурийске, пока все остальные — в Находке.
— С какими еще трудностями вы сталкиваетесь на выездных занятиях?
— Сами поездки сложно происходят. Ночь уходит на дорогу, день — на занятие. Мало того, что почти не спишь, так еще и питаешься "подножным кормом".
Если говорить про музыкальный состав, то нам сильно не хватает вокалистов. Если некому петь на отчетном концерте, поет "училка", то есть я.
Бывают сложности, связанные с нашей внешностью. Представьте: люди в селе видят девчонку с короткой стрижкой, пирсингом носа и длинноволосого мужика с бородой (это наш худрук). Некоторые понимают, что именно так выглядят "настоящие музыканты". Но иногда на нас смотрят, как на фриков.
— И из-за внешности отказывают в сотрудничестве?
— Да, бывает и такое. Но самая популярная "отмазка" — "у нас есть музыкальная школа, ничего нам не надо". Впрочем, проблема решаема, если дети сами не хотят заниматься в местной музыкальной школе. Хоть на улице, хоть в квартире у учеников, но мы все равно проведем занятия и мастер-классы.
— С детьми работаете только в жанре рок-музыки?
— Нет, работаем вообще во всех жанрах. Пусть хоть Моргенштерна играют, если им так хочется. Разумеется, в рамках цензуры.
— Приходилось ли работать удаленно?
— Это нормальная практика, особенно если у родителей учеников непонятно работает логика. Бывает, мамы и папы приветствуют занятия с ребенком, но говорят: "А у нас дома нельзя". И всё. А больше негде. Бывало такое, что мы просто под забором у ребенка стоим с планшетом и по видеосвязи рассказываем, как играть на гитаре.
Минус в том, что это было зимой. Иначе мы устроили бы целый пленэр на природе.
— Где в итоге дети выступают перед публикой?
— Чаще всего на отчетных концертах в какой-нибудь день села, например. Не будут же они на праздник выставлять бабушек, поющих про ягоду-малину.
"Пусть хоть Моргенштерна играют": сельских детей учат музыке приморские рокеры. Фото: предоставила Дарья Никонова
— Такие мастер-классы и уроки — вещь не разовая?
— Это проходит на регулярной основе. Худрук очень часто выезжает, чуть ли не каждые две недели. По семейным обстоятельствам (у Сергея родился ребенок) количество поездок пришлось сократить. Прошедшей зимой мы даже работали себе в убыток.
— Но занятия все равно не прекращались?
— Ну, а как этих детей бросишь? Представьте, сидят ребята в своей Каменке или Маргаритово и никуда выехать не могут. Что им там делать без музыки?
— Все-таки к детям появляется какая-то привязанность?
— Конечно, привязываешься. Там, куда мы ездим, ребята очень классные. Например, заканчивается занятие, а их родители зовут нас на чай. Дети тебя просто облепляют и рассказывают: "Вот, я там на льдине катался, у костра грелся в минус 40" и так далее. Как после такого к ним не привязаться?