Работа учителем-аниматором, удивительно дружелюбные преподаватели университета и соседи-пакистанцы — далеко не полный список того, чем запомнилась жизнь в Китае 19-летней Дарье Никоновой. Студентка Школы педагогики ДВФУ в Уссурийске рассказала корр. ИА UssurMedia своем опыте полугодового проживания в провинции Хайнань.
Еще в старших классах Дарья поставила цель — получить международный диплом в Поднебесной. Среди учебных заведений Китая девушка сделала выбор в пользу Хайнаньского педагогического университета в городе Хайкоу. За полгода учебы в Китае Дарья побывала как студенткой, так и учителем в частной школе.
Однако пандемия внесла свои коррективы в планы Дарьи. Приехав на каникулы домой в Находку перед вспышкой COVID-19, студентка уже не смогла вернуться к очному обучению в Китае из-за закрытия границ. Языковой курс пришлось заканчивать дистанционно.
Чтобы в России не тратить время впустую, Дарья поступила в Школу педагогики ДВФУ в Уссурийске по направлению "Китайский и английский язык". Своими историями о Китае будущий учитель делится через соцсети.
— Какими были твои первые эмоции по прилету в Китай?
— Я прилетела в Пекин, и там мне нужно было добраться до другого терминала сначала на поезде, потом на автобусе. Я понимала, что мне тяжело говорить по-китайски, и очень мандражировала. Хорошо, что первая попавшаяся китаянка знала английский язык.
Самая жесть началась по приезде в Хайкоу. Первое, что меня там удивило, — это очень сильная жара. Мне нужно было добраться до гостиницы, чтобы прожить там три дня до заселения в общежитие. И на выходе из аэропорта меня "поймал" таксист, с которым мы сторговались на 50 юаней. И произошла нелепая вещь: водитель начал распускать руки. Сначала меня это не напугало, но я сильно возмутилась. А уже в гостиничном номере от накопившихся эмоций я просто расплакалась. Наверно, это было самое сильное потрясение.
— Как был устроен учебный процесс в твоем университете?
— Сначала с помощью вступительного теста нас распределили по группам согласно уровню знания китайского языка. Хотя я учила язык в России, на тесте стало понятно, что по-китайски я и двух слов связать не могу. Поэтому я попала в начальную группу.
Занятия, как и в России, у нас начинались в восемь утра. У начальной группы занятия длились сорок минут с небольшими перерывами. Каких-то дополнительных предметов у нас не было, весь процесс обучения был сконцентрирован на китайском языке.
Важное уточнение: между утренними и дневными занятиями есть большой трехчасовой перерыв. Он дается не только на обед, но и на возможность поспать. Ни один учитель в Китае не поставит занятия с 11 до 14.30, потому что дневной сон для них — это святое.
В Китае, в отличие от России, совсем другое отношение преподавателей к студентам. В нашей стране мы не можем, например, пригласить педагога на прогулку или в кафе. "Ребята, сегодня мы всей группой идем в бар пить пиво. Я угощаю", — это совершенно нормальная фраза китайского преподавателя. Такие неформальные посиделки зачастую и являются частью образовательного процесса.
Очень часто обучение сопровождалось разными конкурсами и активностями. Мы постоянно были заняты: пели, танцевали, выезжали на море, базы отдыха, экскурсии. Учителя таким образом стремились не только дать нам хорошую языковую практику, но и больше сдружиться с нами.
— Каково это — самой быть учителем в Китае?
— В Китае учитель начальных классов или воспитатель в садике — это больше аниматор. Давать знания по языку — побочная функция. Раз в неделю иностранец, работающий не на полную ставку и чаще всего неофициально, показывает детям смешные ролики, проводит игры и дает минимум языковой информации. По факту, используются отдельные слова, которые ассоциируются с внешностью иностранца.
Это была, конечно же, нелегальная работа, так как у меня не было рабочей визы. Но мне теперь за это ничего не будет, даже если об этом узнает кто-то с китайской стороны. Вообще если полиция обнаружит иностранца-нелегала, для него это может обернуться штрафом и депортацией. Но на Хайнане это практически невозможно: иностранцев там очень любят и не хотят их распугивать. Поэтому я не боялась, что однажды меня поймают.
— Были ли необычные предложения о работе?
— Одна из самых необычных и сомнительных подработок — стать "формой" для персонажа будущего фильма. Тебя привозят в специальную студию, с головы до ног заливают гипсом и ждут, пока форма застынет. Выглядит так, будто тебя замуровывают в статую. Работодатели при этом могут выполнить все манипуляции, а потом сказать: "Извините, форма не подходит для нашего фильма". В конечном итоге, модель остается без денег, потратив кучу времени. На эту подработку ездила моя знакомая из Казахстана, и ничего хорошего из этого не вышло.
Другая необычная подработка заключается в том, что девушки с костюмах русалки плавают в больших аквариумах со скатами. Таким я тоже не занималась из-за учебы и более высокооплачиваемой работы. Для меня гораздо выгоднее было работать хостес.
— Какое впечатление сложилось у тебя после знакомства с разными национальностями?
— Меня удивило, что среди моих соседей было очень много пакистанцев. Правда, они оказались очень шумными, зачастую в их поведении отсутствует какая-то культура. И еда у них, мягко говоря, со специфическим запахом.
Супер-тусовочными оказались жители Африки. Среди них могу выделить ребят, приехавших из Ганы. Во-первых, у них очень вкусная кухня. Во-вторых, они тщательно следят за своей внешностью. Сами по себе ганцы очень пластичные: ребята круто поют и танцуют. Но при этом они тонко чувствуют душу другого человека. Ганцы всегда тебя поддержат, даже если совсем тебя не знают.
Но больше всего мне понравились ребята из Непала. Они улыбчивые, позитивные, общительные, готовы прийти на помощь. Более того, непальцы потрясающе выглядят: они обычно пухленькие, с широкой белоснежной улыбкой. Многие из них носят золотые серьги, которые очень подходят к их темной коже.
Подружиться мне удалось с немногими ребятами из стран СНГ. Очень много я общалась с киргизами, а моей первой хорошей подругой стала девушка из Казахстана. Самое смешное, что при первой встрече она приняла меня и моего знакомого за двух американцев.
— Местные жители тоже думали, что ты из Америки?
— Да, очень часто с таким сталкивалась. Бывало, иду в ближайший магазин или куда-то перекусить, а вслед слышу на китайском: "Американка, американка!". Что-то выкрикивать — это вполне нормально для деревенских китайцев старшего поколения, которые на солнышке греются, сидя на тротуарах. Молодые люди в этом плане более сдержанны.
Мое любимое — это когда китайцы узнают, что я русская. "Россия — брат! Россия — друг! Советский Союз, вперед!" — вот так они реагируют. После этого сыпется большое количество китайских лозунгов про социализм, коммунизм и тому подобное.
— Как еще вели себя китайцы, увидев тебя на улице?
— Если жители Хайкоу просто смотрели в мою сторону, то в моем любимом городе Санья китайцы постоянно просили со мной сфотографироваться. В полусельских местностях вблизи Хайкоу — такая же история. Местные говорили, что я похожа на иностранную знаменитость. Кого они имели в виду, я так и не поняла, но это было забавно.
Очень много мастеров из бьюти-сферы зазывали меня на стрижки, окрашивание волос на бесплатной основе. Я во все это не верила, потому что иностранцев именно так и обманывают. Часто предлагали работу из-за одной только внешности: голубоглазых блондинок среди множества иностранцев было немного.
Проявляли интерес и по-другому: китаец узнавал мой WeChat и рассылал его своим знакомым. Очень многие после этого мне писали, присылали деньги в красных конвертах, настаивали на встрече. Если я была в каком-нибудь баре, китайцы постоянно подходили и чем-нибудь угощали.
— Тебе нравилось находиться в центре внимания?
— В целом, я человек, который любит внимание во всех его проявлениях. Поэтому практически всё, что делали китайцы, мне было по кайфу. До тех пор, пока человек не начинал распускать руки и высказывать не очень приемлемые фразы.
— Если сравнивать с Китаем, как тебе учеба в Школе педагогики?
— Тяжелее. В Китае была какая-то атмосфера семьи. Там я чувствовала, что все вокруг — мои друзья. Здесь же веет "официальщиной": от тебя ждут официального внешнего вида, стиля речи, все должно быть разложено по полочкам. В ДВФУ акцент сделан именно на учебу. Это классно, но в то же время и нет. К тому же, из-за пандемии мы как "недостуденты". Сейчас у нас почти не проводятся мероприятия и нет возможности сблизиться с одногруппниками и преподавателями.