Преподаватель института лесного хозяйства Приморской сельхозакадемии Уссурийска со своими единомышленниками, а это, естественно, его студенты, начал вести профиль в Instagram и канал на YouTube. Никакого шок-контента и котиков, только наука на доступном языке. "Преподаватель не должен быть шоуменом, но время все поменяло", — считает Александр Иванов, а потому с легкостью отправился из аудитории под метель за 30 км от города. Все для того, чтобы, как говорят пользователи, снять положительный контент. Корр. ИА UssurMedia лично встретился с преподавателем и разузнал, зачем Александру Викторовичу надо было становиться блогером.
— Александр, какая цель вашего проекта @lesovedenie_ot_av?
— Цель — популяризовать не просто знания о лесах, а о роли лесов в жизни каждого человека. Исторически лес рассматривается очень узко. Для кого-то это — по грибы-ягоды сходить, отдохнуть, для другого — способ заработать деньги. Мы хотим дать знания о глобальной роли лесов, показать почему наша жизнь невозможна без них. Проблема заключается в том, что трудно понять, как работает лесная экосистема, как работают фабрики по производству биомассы, как работают поглотители парниковых газов, почему важны лесные почвы, к чему приводит их деградация, как это отражается на жизни человека и человечества. Третья часть суши занята лесами, каждый житель, не важно, где он живет — в развитой Германии или в недоразвитой Эфиопии —использует леса в своей жизни, часто даже не осознавая этого. У россиян "генетически" отношение к лесу иное. Хотя в некоторых странах, где исчезновение лесов стало катастрофой, действительно, думают об экосистемных сервисах лесов и создают проекты, чтобы прекратить обезлесивание.
— Что вы имеете ввиду, говоря о другом отношении россиян к лесу?
— В Российской Федерации исторически сложилось так, что лесного хозяйства не было до 1700 года, грубо говоря, до строительства Санкт-Петербурга, до начала военных действий в Балтийском море. Лес был, а лесного хозяйства не было. Крестьяне вырубали леса и сажали репу и картофель. Тем богаче был земледелец, чем больше уничтожил лесов для сельхозугодий. Затем стало ясно что лес — это доски для кораблей, строительный материал и т.д. Тут и началось лесоуправление в России: стали обучать специалистов охранять и пользоваться лесами, с той целью, чтобы ресурс древесины не истощался, не воровался, не горел. Шлейф этого "древесного" лесопользования, сейчас главенствует в лесоуправлении нашей страны. Мы торгуем лесом, как древесиной, управляем лесом, как древесиной, сохраняем и спасаем лес, как древесину.
Бореальные леса составляют третью часть лесов всего мира, половина из них находится в зоне вечной мерзлоты — в Канаде и РФ — и они работают на каждого жителя. Есть локальный уровень — Уссурийск, а есть глобальный уровень — Земной шар. Надо понимать, если я срубил березу или кедр, то выручка от продажи древесины идет в мой личный карман. Но, когда это дерево не рубится, а продолжает расти его полезные функции распространяются на 8 млрд человек.
Лес — это не только ресурсы, но еще и регулирование и поддерживание. Лес, например, регулирует климат, круговорот воды в природе, лес поддерживает жизнь коренных малочисленных народов на Дальнем Востоке.
Более того, мы живем в условиях Сихотэ-Алиня, хребта, вытянутого с севера на юг. С востока — океан, с запада — континент. Горный массив испытывает на себе действия ветров, таких как тайфуны, леса, как водится, рубятся и горят. Поскольку это горы, уязвимость лесов еще сильнее. Поэтому леса Сихотэ-Алиня особенные.
Наводнения в Уссурийске — это большей частью следствия как раз сведения лесов, не ежемоментного, а длительного. Исторически весь 20 век человек пользовался лесами, Великая Отечественная война внесла свой вклад в обезлесение. Гидрологическая функция лесов деградировала, изменился режим стока воды. Поэтому очень резко поднимается уровень воды после дождя у нас в Раздольной. Капелька воды, падающая на лес, добегает до реки, условно, за неделю, фильтруется почвой; после исчезновения лесного покрова капелька воды, падающая на голую поверхность, луг, например, стекает в реку на несколько часов.
— Т.е. строительство дамб не поможет?
Строительство дамб — борьба со следствием, а не с причиной. Это все-равно, что перелом ноги лечить уколами. Надо вести системную работу по лесовосстановлению. Речь идет о больших площадях, о сотнях тысяч гектар. Нужно осознать, что это действительно необходимо, понять, где наиболее уязвимые территории, сдать фонд посадочного материала, эффективно бороться с лесными пожарами.
Лесовосстановление прекрасно выполняют и птицы, например сойки и поползни. Просто оградите кусок леса и гарантируйте, что на его территории не будет пожара хотя бы в течении 50 лет. Слабо? Да, пока мы не можем этого гарантировать, т.к. пожары неуправляемые. Познавательные ролики, которые мы начали делать, направлены на изменение отношения человека к лесу.
Александр Иванов. Фото: ИА UssurMedia
— С кем вы снимаете ролики?
— На начальном этапе делаем со студентами, дружиной охраны природы "ТИС" Приморской ГСХА. Когда наступит весна, темы станут интереснее: сок двинется, листья будут распускаться, события в лесу начнут более интенсивно развиваться. Постараемся сделать видео максимально занимательными, сухое повествование никому не интересно.
— Кстати, вы специально в своих видео преподносите сложные темы доступным языком?
— Стараемся, чтобы ролики были доступны. Речь на стыке научного языка и сленга, возможно, игры, приколов, иначе внимание надолго не удержится.
— Как вам в роли ведущего?
— Преподаватель, конечно, не должен быть шоуменом, но почему бы и нет, если это будет служить добру. Ведь время меняется, сейчас люди больше мыслят картинками. В век интернета закрепляется неформальная атмосфера, преподаватель должен об этом думать, учитывать в своей работе. Возможности интернета — мощный образовательный инструмент.
— Уже наметили следующие темы для съемок?
— Мы любим открывать для себя занимательные темы. Мы сами постоянно выполняем научные исследования в области лесоведения, знакомимся с зарубежными материалами, опытом других стран, общаемся с коллегами. Нельзя не использовать опыт других стран. Например, в США в пойме реки Миссисипи однажды вырубили лес и решили, что там будут сельхоз угодья — дополнительная экономическая прибыль. Но сама река все расставила на свои места. Начались наводнения, затопления урожаев, ущерба оказалось больше, чем прибыли, и сейчас лесоводы занимаются облесением поймы Миссисипи.
— Давно начали вести такую просветительскую работу?
— Снимать видео стали в феврале. А интересоваться лесом — как начал учиться в университете в Костроме. Я и мои друзья всегда не формально подходили к учебе. И всегда, когда что-то интересное узнаешь, есть желание поделиться этим с другими. Первый человек, с которым я делюсь тем, о чем узнал — моя жена, без которой, конечно, не было бы ни роликов, ни просветительской работы.
Институт лесного и лесопаркового хозяйства уникальный своей историей и своими возможностями. Более 60 лет — это ведущая кузница лесных кадров на Дальнем Востоке. И до сих пор институт держит марку. Здесь классическая схема обучения. Не в кабинете студентов учат, а непосредственно в лесу. У нас есть собственный лесной участок, где мы можем делать в хорошем смысле что угодно, воплощать новые идеи. При академии действует студенческая дружина "Тис". Например, в 2010 г. благодаря их работе на участке не было ни одного пожара, хотя вокруг леса горели очень сильно.
Наша задача — сделать из студентов реальных специалистов. Воспитательная работа здесь не менее важна. Как говорил Аристотель "кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед".
— А зрителей вашего канала?
— Хотя бы немножко повлиять на сознание людей, чтобы сведения о лесах были доступными, чтобы изменилось восприятие, экологическая культура. Как Бродский говорил: чем человек читающий отличается от не читающего? Человеку, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного труднее. Так же и здесь: человеку, который послушал ролики Иванова, будет труднее отстреливать тигров или лес рубить.