До Нового года осталась пара недель, самое время обзавестись вечнозеленой гражданкой и организовать ей праздничный look. Наряжать елку — своего рода ритуал, сближающий домочадцев. А если на антресолях сохранилась коробка с винтажными елочными игрушками, то и повод вспомнить историю своей семьи. Уссурийцы охотно делятся этими историями, передавая городскому музею раритетные елочные игрушки. С новогодними украшениями советской эпохи ознакомился корр. ИА UssurMedia.
В преддверие праздника в уссурийском городском музее открылась выставка "Празднуем Новый год по-советски". Пройдя в зал, будто сквозь исчезнувшую стену в квартире Гайдаевского профессора Шурика, попадаешь в другую эпоху. Ковер с каноничными богатырями, радиола, телевизор "Сапфир" и телефонный аппарат а-ля "девушка, Смольный, пожалуйста!".
Посреди этого праздника жизни — накрытый стол с мандаринами, конфетами "Мишка на севере" и "Красный мак", уютно расположившимися в хрустале.
Но в первую очередь в глаза бросается елка, щедро украшенная раритетными игрушками эпохи СССР. Так как в фондах музея елочных украшений насчитывается около пятисот, львиная часть коллекции расположилась на полках. И здесь есть чему удивиться.
Новогодние игрушки. Фото: ИА UssurMedia
Картина, картонка и маленькая собачонка
Среди привычных глазу шариков-фонариков, в коллекции елочных игрушек расположились мышки-птички-зайчики из картона. Это — бюджетные украшения, которые называются "картонажи". Тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, выкрашенного золотой и серебряной краской. Делать их было просто, а ходовые модели даже печатались в советских газетах.
Новогодние игрушки. Фото: ИА UssurMedia
Вату не катаем
Еще один бюджетный вид елочной игрушки — украшения из прессованного хлопка и ваты. Мало того, что материал дешевый, так еще и податливый — любую форму придать можно, достаточно лишь обзавестись проволочным каркасом, клейстером и маломальской фантазией. В музее таких игрушек целая фруктово-овощная полка: морковки, лимоны, яблоки, груши. Кстати, подобная тематика неспроста, а наследие "языческой" символики хорошего урожая и плодородия.
Съедобная елка
Гастрономические мотивы преследовали новогоднюю красавицу с самого начала ее праздничной автобиографии. Помните в повести "Белеет парус одинокий" Валентина Катаева мальчик Павлик попал впросак, понадкусывая все пряники, которыми была украшена рождественская елка? Казалось бы, откуда на елке взяться выпечке. Дело в том, что первые елочные украшения были съедобными. Колючие ветви густо украшали конфетами, яблоками, мандаринами, золочеными орехами, пастилой, пряниками и прочей снедью. Считалось, что это принесет изобилие в будущем году. Может, учитывая опыт предков и високосного 2020-го стоит вкусные подарки держать не под елкой, а на ней?
Новогодние игрушки. Фото: ИА UssurMedia
Политическая елка
Впрочем, вата, картон и пряники, украшавшие первые советские елки, были отображением не только суеверий, но и политических нюансов. Дело в том, что с 1928 года празднование Нового года было официально запрещено, а значит массового производства елочных игрушек налажено не было. Поэтому, когда 28 декабря 1935 года в газете "Правда" вышла заметка "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Павла Постышева, в стране начался ажиотаж. Автор писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас… лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею".
Новогодние игрушки. Фото: ИА UssurMedia
Как следствие, за день до нового, 1936 года в московских магазинах пропала вся вата, грецкие орехи в скорлупе и фольга. А еще — ленты, клей, нитки и хлопушки. Кто не успел, наряжал дерево тем, что под руку попадется. В ход шли самодельные бумажные снежинки, шахматные доски, коробки из-под конфет, куклы, плюшевые мишки. После в прессе появятся статьи с критикой подобных "украшений": будет много говориться о том, что для елки должны быть специальные игрушки: блестящие, сверкающие, праздничные.
Дирижабли и игрушки из погон
После официального "зеленого света" на празднование Нового года, страну наводнили игрушки, которые как СМИ, отображали ключевые исторические события. Сталин любит авиацию, а значит миллионы мальчишек мечтают стать летчиками. Пока будущие авиаторы растут, любуются игрушечными самолетиками и парашютистами, свисающими с елочных ветвей.
В 1937 году дирижабль "СССР-В6" совершил рекорд — 130 часов непрерывного пребывания в воздухе. В честь него выпустили елочные игрушки-дирижабли.
Великая Отечественная война тоже внесла свои коррективы: елочные украшения делают из обрезков ткани, металла, проволоки. Даже остаткам от пошива военной формы находят применение — и вот уже на елке кораблик, сделанный из погон.
Гагарин и кукуруза
После войны политическая окраска начала постепенно сходить с елочных игрушек. Не полностью, но все же. Поэтому в послевоенное время новогодняя елка представляла собой этакий фьюжн, где среди мишек, зайчиков, Пушкинских рыбаков и рыбок, качался… Гагарин. Да, его героический прорыв в космическо-политическом аспекте отразился на массовом выпуске блестящих ракет, спутников, звезд, и самих фигурок космонавта.
Хрущевская "оттепель" наводнила елочные ветви початками "царицы полей" — кукурузы. Овощ в стеклянном эквиваленте выпускался в различных конфигурациях и размерах, да еще и не один год.
Новогодние игрушки. Фото: ИА UssurMedia
Кстати, хрущевские времена и характерный для того времени квартирный вопрос отразился и на выпуске игрушек и их носителей. В начале 50-х появились мини-елки и наборы украшений им под стать. Крохотные елки можно было разместить в любом месте "хрущевки", привнеся в антураж капельку новогоднего настроения.
Новогодние игрушки. Фото: ИА UssurMedia
Коллекция новогодних игрушек уссурийского городского музея охватывает, пожалуй, все исторические вехи нашей страны. И каждое украшение, начиная от бус из стекляруса, заканчивая хрупкими стеклянными шарами, может рассказать историю не только страны, но и семей, которые из поколения в поколения встречали с ними самый волшебный праздник в году.
Евгения Микушина