Средневековый Уссурийск
Предшественниками второго по величине города Приморья были областной центр государства Цзинь и столица империи Восточное Ся
История Уссурийска начинается с основания в 1866 году села Никольского на берегу двух рек. Но это был не первый город в этом месте. Об истории чжурчжэньского Суйпина, а также имперской столицы Кайюаня в материале ИА UssurMedia.
Наиболее древние следы пребывания людей на территории современного Уссурийска археологи относят к эпохе палеолита. В разное время здесь проживали представители различных археологических культур. Менялись традиции, жилища, виды хозяйственной деятельности. Наибольшего же расцвета эта местность в дороссийский период достигла в XII-XIII веках н.э., когда часть Приморья поочередно входила в состав двух империй чжурчжэней: Цзинь и Восточного Ся.
Чжурчжэни племена, населявшие в X—XV вв. территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. Родственный им народ — эвенки. Потомками чжурчжэней также являются удэгейцы.
На территории Уссурийского городского округа обнаружены останки трех хорошо укрепленных чжурчжэньских городищ.
Южно-Уссурийское городище располагается в южной части города между современными улицами Агеева, Афанасьева, озером солдатским и районом 7-ми ветров.
Западно-Уссурийское городище находится в западной части города в районе улицы Ивасика и мелькомбината.
Краснояровское городище – на его территории располагается современное село Утесное (название Краснояровское дано в 50-е годы прошлого века, когда села Утесное еще не было, а ближайшим было село Красный Яр).
Средневековые городища в окрестностях Уссурийска
Южно-Уссурийское городище во времена империи Цзинь являлось городом Суйпин, административным центром одноименной области. Городище было окружено валом высотой до шести метров. Современная улица Агеева при планировании селения Никольского прокладывалось вдоль одной из крепостных стен Суйпина. Сегодня значительная часть городища уничтожена современным городским строительством. Единственный сохранившийся фрагмент крепостного вала уссурийцы могут увидеть между переулками Широкий и Валовый.
Активные археологические исследования остатков Суйпина продолжаются последние 20 лет. Правда, чаще всего это были раскопки спасательного характера перед строительством очередного коттеджа. Но даже в таких условиях археологи регулярно находят уникальные артефакты эпохи средневековья.
ЛИЦО БУДДЫ. ФРАГМЕНТ ФИГУРКИ, ОБНАРУЖЕННЫЙ ПРИ РАСКОПКАХ БУДДИЙСКОГО ХРАМА НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНО-УССУРИЙСКОГО ГОРОДИЩА. БУДДИЗМ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ИСПОВЕДОВАЛА ЧЖУРЧЖЭНЬСКАЯ ЗНАТЬ, ТОГДА КАК БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ ПРИДЕРЖИВАЛОСЬ ТРАДИЦИЙ ШАМАНИЗМА
О высоком статусе этого средневекового города говорит архитектура раскопанных зданий. Колонадные строения с тяжелой черепичной кровлей, как правило, являлись религиозными или административными объектами. Особую ценность представляют концевые диски черепицы. Изображение демона на концах черепицы было призвано охранять здание от нечистой силы, пожара и других бед.
При раскопках средневекового дворца на Южно-Уссурийском городище была обнаружена глиняная голова дракона. Предназначалась она для защиты здания от различных напастей.
Голова дракона из обожженной глины, украшавшая крышу дворцовой постройки .
ЧЖУРЧЖЭНЬСКИЕ ЗДАНИЯ, ПО МНЕНИЮ УЧЕНЫХ, ПОВТОРЯЛИ ТРАДИЦИИ КИТАЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
Практически каждый год сотрудники Института истории и археологии ДВО РАН увозят с городища уникальные находки. От костяных уховерток (специальных лопаточек для чистки ушей) до бронзовых украшений.
Укрепленные городища принято делить на равнинные и горные. Недалеко от расположенного на равнине Суйпина находилась горная крепость. Вероятно, игравшее изначально второстепенную роль военного укрепления Краснояровское городище со временем стало не только важнее города Суйпина, но и вовсе обрело статус столицы империи. Виной тому Чингисхан. В начале XIII века монголы своими набегами поставили империю Цзинь на грань исчезновения. В критический момент знатный полководец Пусянь Ваньну с большим чжурчжэньским войском ушел на северо-восток и основал новую империю - Восточное Ся. Столицей нового государства стал город Кайюань, сегодня известный как Краснояровское городище.
Краснояровское городище занимает площадь 180 гектаров и является самым крупным в крае.
На городище, расположенном на одноименной сопке, сохранились с северо-восточной стороны оборонительные валы, длиной около восьми киллометров и высотой до пяти метров. Внутри городища валами отделена цитадель и имеются следы водоёмов, запасы каменных ядер.
Краснояровское городище давно стало популярным местом среди туристов, в том числе иностранных. По словам заведующей сектором средневековой археологии ИИАЭ ДВО РАН Надежды Артемьевой, важным этапом на пути сохранения уникального памятника археологии может стать создание археологического заповедника в границах городища. "К сожалению, сегодня городище страдает от строительной и хозяйственной деятельности местных жителей, кроме того, серьезный урон наносят археологи-любители, расхищающие памятник", - рассказывает Н.Г. Артемьева.
Сегодня любой желающий может пройти по крепостной стене Кайюаня, посмотреть на базы колонн, оставшихся от императорского дворца, или изучить раскопанные чжуржэньские жилища. Археологическое наследие Кайюаня не менее интересно, чем Суйпинское: игральные фишки, бронзовое зеркало, подставка под статуэтку Будды.
ЛИЧИНА, ИЛИ ЖЕЛЕЗНАЯ МАСКА ВОИНА. ОДНА ИЗ РЕДЧАЙШИХ НАХОДОК, СДЕЛАННЫХ НА КРАСНОЯРОВСКОМ ГОРОДИЩЕ.
Самой необычной находкой на городище за последние годы стал буддийский жезл - Ваджра.
Достоверно определить принадлежность городища к средневековому городу Кайюаню археологам помогли найденные внутри и снаружи крепости государственные печати. Благодаря им удалось установить местонахождение императорских амбаров для хранения вина и рисовой водки.
Первые исследования средневековых городов на территории Уссурийска проводились еще в конце XIX века. Тогда же были составлены схемы расположения памятников археологии. На плане 1885 г. исследователь Ф.Ф. Буссе отметил места, в которых находились знаменитые каменные черепахи.
Расположенные в районе нашего города остатки средневековых городов предоставляют прекрасную возможность для просветительской деятельности или развития туризма, в том числе и внутреннего. Однако с каждым годом без малого тысячелетнее наследие чжурчжэней все больше сокращается. Еще в 1915 году главный на тот момент исследователь уссурийских древностей А.З. Федоров писал: "Сейчас остатки старины в Никольске составляют едва ли больше 5% того, что было до прихода русских". Сохранить то, что осталось, задача современных уссурийцев.
.
.